Экономическая ситуация в России привела к существенному росту доли вакантных площадей в ТЦ Москвы

Экономическая ситуация в России привела к существенному росту доли вакантных площадей в ТЦ Москвы

JLL представляет анализ рынка торговых центров по итогам 3-го квартала 2014 года.

По оценкам аналитиков компании JLL, в 3-м квартале 2014 года на рынке торговых центров Москвы объем свободных площадей вырос с 3,5% до 6%. Это в первую очередь объясняется существенным увеличением предложения с начала года и активной ротацией арендаторов.

За прошедшие три квартала на московский рынок вышло 285 тыс. кв. м качественных площадей в торговых центрах, что почти в 1,5 раза превышает объем совокупного ввода за прошлый год, подсчитали аналитики JLL. В том числе в 3-м квартале столичный рынок пополнился двумя объектами – в эксплуатацию был введен ТЦ «Водный» (32 тыс. кв. м) и ТЦ «Алфавит» (11 тыс. кв. м). Квартальный результат оказался на 20% выше показателя аналогичного периода прошлого года, когда было введено 35 тыс. кв. м.

Татьяна Ключинская, Директор по России и СНГ, Начальник департамента торговых площадей компании JLL, отмечает: «Традиционно 3-й квартал не отличается высокими объемами ввода – обычно девелоперы выводят на рынок основной объем площадей к концу года. Так, и в этом году в 4-м квартале мы ожидаем наибольший объем ввода – пять торговых центров суммарной арендуемой площадью более 450 тыс. кв. м заявляют о своем открытии. Если все анонсированные проекты будут реализованы в срок, объем ввода новых площадей по итогам 2014 года превысит 750 тыс. кв. м, что станет рекордным показателем за всю историю рынка».

Торговые центры, заявленные к открытию в Москве в 4 квартале 2014 года

Название ТЦ

Арендуемая площадь, кв. м

Авиа Парк

227 000

Mari

86 477

Мозаика

68 000

Кунцево Плаза

68 000

Центральный Детский Магазин на Лубянке

34 500

Источник: JLL

В связи с волатильностью валютного курса произошло увеличение сроков принятия решений арендаторами, что также влияет на скорость заполнения торговых центров. В 2015 году аналитики JLL ожидают дальнейшего роста доли свободных площадей в связи со значительным объемом ввода новых объектов, а также пересмотром некоторыми ритейлерами планов по развитию в связи с ослаблением покупательской способности россиян и, как следствие, снижением темпов роста розничных продаж.

«Арендные ставки в торговых центрах пока остаются неизменными, в то время как ритейлеры настаивают на их снижении. Девелоперы в свою очередь готовы рассматривать альтернативные варианты изменения коммерческих условий, например, привязать арендную ставку на краткосрочный период – от трех месяцев до года – к нижней границе процента от оборота в новых проектах, - рассказывает Татьяна Ключинская. – Средняя ставка в качественных объектах Москвы находится на уровне 0,5-1,8 тыс. долл. за кв. м в год, максимальная – 3-4,5 тыс. долл. в год».

Реальный рост розничного товарооборота в России и доля вакантных площадей в ТЦ Москвы

Источник: JLL, Oxford Economics

Несмотря на то, что объем предложения торговых центров в Москве увеличился к концу 3-го квартала до 3,8 млн кв. м, с учетом достаточно высоких темпов прироста населения говорить об избытке качественных объектов слишком рано. По данным JLL, российская столица по степени насыщенности качественной торговой недвижимостью все еще уступает не только крупнейшим городам Европы, но и «второй столице» страны – Санкт-Петербургу; обеспеченность на 1 тыс. человек в Москве составляет 319 кв. м, тогда как в Петербурге – 407 кв. м.

Международное сравнение объема торговых площадей на 1 тыс. человек

Источник: JLL

«В условиях текущей экономической ситуации большинство ритейлеров пересматривают свои планы и стратегии развития. Снижение потребительской активности уже негативно повлияло на доходы многих компаний. В связи с этим торговые операторы тщательнее оценивают перспективы, а некоторые даже закрывают свои магазины, аргументируя это существенными убытками из-за неблагоприятного экономико-политического фона и валютных колебаний, - отмечает Елена Задорожная, Руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL. – Необходимо отметить, что ритейлеры, решившие покинуть российский рынок, еще в начале года начали заявлять о планах по реструктуризации бизнеса, когда ослабление рубля не было существенным. По нашему мнению, говорить о том, что “уходы” с российского рынка стали тенденцией и будут продолжаться дальше, преждевременно. Иностранные операторы понимают потенциал российского рынка ритейла при позитивном фоне и не отказываются от него, они просто замедлили развитие, отдав пока предпочтение рынкам других развивающихся стран».

В 3-м квартале 2014 года свои первые магазины в Москве открыли такие новые бренды, как TwinSet (одежда), Unode50 (бижутерия и ювелирные украшения), Crate&Barrel (мебель и предметы интерьера), Penti (белье), A.Lange&Sohne (элитные часы), а также появилась первая кондитерская известной американской сети Magnolia Bakery.

Российский рынок в целом по итогам 3-го квартала увеличился на 272 тыс. кв. м качественных торговых площадей, что более чем в 1,5 раза превышает объем ввода аналогичного периода 2013 года. Крупнейшими введенными объектами стали ТЦ «Амбар» в Самаре (90 тыс. кв. м) и Лотос Plaza в Петрозаводске (62,5 тыс. кв. м). В целом за три квартала в России было введено чуть более 840 тыс. кв. м, что примерно соответствует результату аналогичного периода прошлого года (около 850 тыс. кв. м). Основной объем нового предложения пришелся на Москву (34%) и на города с населением менее 500 тыс. человек (33%). По прогнозам аналитиков JLL, ввод торговых площадей в России по итогам 2014 года может составить около 1,7-1,8 млн. кв. м.

Распределение ввода торговых площадей в России за 1-3 кварталы 2014 года

Источник: JLL

«Мы отмечаем снижение активности девелоперов в торговых центрах в регионах – в текущих условиях компании предпочитают достраивать проекты, находящиеся в активной фазе реализации и не начинать новые. Это связано как со сдержанным спросом ритейлеров в отношении будущих проектов, так и ограниченным доступом к заемному капиталу. По нашему мнению, в ближайшей перспективе строительство новых торговых центров начинаться не будет, за исключением проектов, уже обеспеченных финансированием или реализуемых за счет собственных средств. В результате мы получим эффект 2009 года – “провал” в объемах нового ввода в течение ближайших лет», - резюмирует Татьяна Ключинская.

ПРЕСС-РЕЛИЗ КОМПАНИИ, 13.10.14.

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт