Михаил Мукин, российский предприниматель, автор портала BUYBRAND Inform.
Подход к открытию бизнеса одинаков вне зависимости от величины населенного пункта. Отличия кроются именно в деталях, в специфике маленького города, которую необходимо учитывать.
Не секрет, что наиболее качественно и быстро новый бизнес можно построить путем вдумчивого копирования уже работающего и успешного. Если копирование будет качественным, но без учета особенностей ведения бизнеса в небольшом городе, то успех предприятия становится абсолютным заложником случайной удачи — или неудачи, что бывает значительно чаще. Другими словами, увидев на улице Москвы сияющее всеми огнями, переполненное посетителями заведение общепита, не обольщайтесь уверенностью, что отсутствие аналога в вашем городе позволит быстро повторить успех одним лишь перенесением его на родные просторы.
Так в чем эта загадочная специфика? Чтобы найти ответ на этот нетривиальный вопрос, требуется разрешить другие вопросы, неразрывно с ним связанные.
Первый и главный из них — это ключевой вопрос для любого бизнеса в любом месте: кто потребитель? Кто потребитель ваших услуг, товаров или другого реализуемого вами продукта? Без ответа на этот вопрос невозможно сформировать собственно продукт, а точнее его особенности, за которые его и будет приобретать тот самый определенный потребитель. Чем большему количеству потребителей будет потенциально интересен ваш продукт, тем больше будет продаж. С другой стороны, чем более платежеспособен будет потребитель, тем большую добавочную стоимость он согласится оставить в вашем кармане. Универсальных рецептов нет: чем лучше вы знаете своего потребителя, чем точнее его определяете, тем точнее нацеливаете на него ваш продукт — и тем лучше результат. Требуется не только выбрать целевую группу в общем, но и четко описать ее по конкретным параметрам, таким как средний ежемесячный доход, частота потребления вашего продукта, влияние на покупательское поведение сторонних факторов (сезонность, конкуренты, инфляция и др.), зависимость от вашего продукта и т.п.
Разберемся же наконец, чем отличается потребитель товаров и услуг, живущий в небольшом городе, от жителя мегаполиса и какую роль играют эти отличия применительно к бизнесу и франшизам.
Первое — расстояния
В маленьком городе все рядом: дом, работа, поликлиника, магазин, рынок, родственники, огород и т.д. Это не значит что у каждого работа в соседнем доме или детский сад через дорогу. Но добрая половина сотрудников успевает позавтракать дома до выхода на работу, а вторая половина может себе позволить приехать домой на обед. Вечером не стоит вопрос о том, как долго с друзьями добираться до кафе со свежим пивом, — зачем? Вот оно в магазине, а там и до дома рукой подать, а футбол по телевизору будет приятным бесплатным бонусом. Отсюда понятно, почему в маленьких городах всегда слабо развит фастфуд, а кафе и рестораны существуют для проведения торжеств разного масштаба, а не для перекуса и бытового общения. То, что отменно работает в мегаполисе, где множество людей практически на бегу потребляют массу продуктов питания, почти не заботясь о их качестве, вряд ли сработает в маленьком городе. С другой стороны, в глазах массового потребителя из небольшого города кафе — это нечто большее, чем место для еды или беседы. Это место выхода в свет, презентации себя, а значит, нужен соответствующий антураж и оригинальность.
Однако есть и оборотная сторона медали — порожденная провинцией современная тенденция в области фастфуда, которую можно назвать фаст-дринк. Это заведения типа рюмочных, которые стали востребованы из-за запрета продажи алкоголя в вечернее и ночное время, с одной стороны, и в связи с невысокими доходами населения, с другой. В них в любое время можно быстренько пропустить стаканчик-другой в аскетичном интерьере и под минимальную закуску. Вариация на ту же тему — «Магазин живого пива».
Что же все это знание дает нам применительно к франшизам? Для начала бизнеса в маленьком городе почти наверняка не стоит приобретать франшизы компаний, занимающихся классическим фастфудом, но вполне стоит присмотреться к фаст-дринку, а франшизы кафе и ресторанов должны предполагать статусность и (или) претензию на оригинальность.
Второе — ограниченность территорий и числа потребителей
Проще говоря, мало живет людей. Наглядный пример: вы открыли магазин, в него смогут добраться покупатели практически со всего города. Торговля пошла, а развиваться уже некуда. Другой вариант: вы сделали успешный бизнес, его скопировал конкурент. И даже несмотря на то, что вы с конкурентом находитесь на разных концах города, вам обоим тесно.
Напрашивается следующий вывод: нужно покупать франшизу не на одно заведение или точку продаж, а закреплять за собой права сразу на всю территорию города. Чтобы через год после начала вашего процветания не обнаружить по соседству конкурента с таким же названием, ассортиментом и бизнес-стратегией.
Два с четвертью — кадровый голод
Немногочисленность населения, из которой следует ограниченный выбор. Вы открываете кондитерскую, а толковый кондитер-технолог в городе всего один. Он работает у вас — большая удача. Можете не сомневаться, очень скоро он попросит прибавку к зарплате. Это будет означать, что кто-то еще хочет открыть кондитерскую, кофейню, пекарню. Абсолютно то же происходит с талантливыми продавцами, инженерами, художниками, любыми сколько-нибудь профессиональными кадрами. Они ищут где лучше, и это нормально, но вы в итоге оказываетесь перед печальным выбором: удерживать его различными (далеко не всегда материальными) способами или, мило попрощавшись, начать взращивать новый талант, который через год-другой повторит «подвиг» первого.
Что с этим делать? По возможности обезопасить себя покупкой уже готовых рецептур, разработанных дизайнов, технологий, регламентов — то есть уменьшить влияние человеческого фактора на результат.
Два с половиной — все находятся под прицелом
О появлении нового магазина или шиномонтажа быстро становится известно всему городу. Вы не останетесь не замеченными желающими проконтролировать вас, поживиться, позлорадствовать. И любая информация молниеносно распространится на весь город. Поэтому о своем имидже необходимо заботиться с удвоенной силой, иначе ярлыки будут навешены моментально, а от негатива сплетен придется отмываться годами.
При покупке франшизы вы приобретаете, помимо прочего, репутацию, которая с первого же дня начинает работать на вас, а не вы на нее.
Два с хвостиком…
Еще один важный момент. Мы живем в стране с административной системой, интересы которой (в том числе и отдельных ее представителей) превалируют над интересами общества, экономики, бизнеса и всего остального. Другими словами, если близкие родственники губернатора, мэра или другого влиятельного чиновника всерьез озабочены какой-то сферой бизнеса в вашем городе, то в подавляющем большинстве случаев вам в ней делать нечего. Строго говоря, это относится к любому субъекту РФ, но в большом городе все-таки остается шанс возделать свою, пусть и не самую плодородную, грядку, просто по причине ее удаленности от центра.
Третье — градообразующие предприятия
Они есть не в каждом городе, но если есть, влияние их трудно переоценить. Естественно, стоит выбрать сферу деятельности, или услугу, или продукт, которые станут суппортом (помощником, поддержкой) для функционирования основного организма.
Города, в которых нет ярко выраженного лидера промышленности, все равно имеют либо несколько флагманов экономического развития, либо определенные сферы экономики, за счет которых в основном и живет город. Такими сферами могут быть и сельское хозяйство, и образование, и туризм.
Чем же поможет франшиза? Тем, что масштабный бизнес стремится иметь крупных контрагентов. Для него компании с именем по определению более стабильные, лучше структурированные, да и в целом они ему понятнее.
Четвертое — местная мода
Почему так получилось, не мне судить, но поверьте на слово: в маленьких городах законодателем моды являются соседки, подруги, коллеги... Пример: вы открыли магазин одежды, изучили тенденции будущего сезона, подчистили самые лучшие стоки… и не продается. Совсем не потому, что жителям маленького города не известны эти тенденции — спасибо Интернету, известны. Все просто: если местные законодатели моды одеты во что-то другое, то это «другое» и есть модные тенденции. Это относится не только к одежде, но и к большинству вещей, которыми человек сигнализирует обществу о своем статусе: предметам интерьера, строительным и отделочным материалам, автомобилям — и даже к формам досуга.
Вывод простой: доверьтесь профессионалам — тем, кто уже наступил на все... ммм... кучки. Кто попробовал и так, и этак, и модное, и в клеточку, и в итоге потом и кровью создал оптимальный работающий ассортимент.
Пятое — менталитет
Здесь нужно затронуть особенности поведения местных жителей и восприятия ими окружающей среды. Особенности менталитета зависят от образования, кругозора, общей культуры и, в конце концов, определяют поведение. И эта ментальность везде своя, разная, на нее влияет размер населенного пункта и его географическое расположение. Она включает исторические, культурные и национальные черты. Пример: в городе есть институт (технический, педагогический — неважно), ему шестьдесят лет. Каждый год не только дети горожан, окончив школу, поступали в этот вуз, но и ученики из соседних городов поменьше или сел, деревень. Отучившись, большинство оставалось жить в городе. И так шестьдесят лет подряд. Каково было население города пятьдесят лет назад, и какое оно сейчас? Выросло в два раза? Таким образом, добрая половина жителей города — это горожане в первом или втором поколении, выходцы из соседних деревень. И можно было бы считать, что все это люди с высшим образованием, но вспомним, что в городе есть не только вуз, но и техникум, завод, строительный трест. При этом, возможно, у соседних деревень есть свой национальный колорит, особенности вероисповедания, там более низкий уровень жизни и культуры. Все это факторы, влияющие на менталитет.
Менталитет обязательно нужно выявить, изучить и заставить работать на себя. Ему ни в коем случае не надо противостоять напрямую. Если вы не «добрый самаритянин», не ставьте себе целью улучшить его. Но и идти у него на поводу — это дорога в тупик. Ваш бизнес должен потворствовать местному менталитету, следовать в общем с ним русле, но при этом быть немного впереди, как бы предваряя его будущее развитие. Можно проиллюстрировать на том же очень условном примере: в вашем городе есть два вуза и один техникум. Раньше было три техникума и один вуз, за прошлые двадцать лет по тем или иным причинам акценты образования изменились. Значит, нужно учитывать, что ваш потребитель будет меняться в сторону более образованной, прогрессивной ментальности, открытого общества. При обратной тенденции появится больше консерватизма и местечковости.
Франшиза в помощь — определите ментальность своего региона, найдите в стране районы с аналогичной. Посмотрите, что там развивается успешно и каковы тенденции — явные, хорошо различимые, не сиюминутные. Берите и повторяйте.
Шестое — все повторяется
Выбирая направление, надо понимать, что в 98% случаев развитие бизнеса в регионах повторяет развитие бизнеса в столицах. Другими словами, в маленьких городах повторяется то, что уже пройдено в больших. И если вы видите, что в Москве, как грибы после дождя, растут пиццерии, суши-бары, потом кофейни, за ними хинкальные, то будьте уверены — это же постепенно повторяется во всех остальных российских городах. Что это значит? Буквально следующее: если в вашем городе все уже есть, а хинкальной еще нет, то скоро ее кто-то откроет. Абсолютно то же самое происходит и со сферой быта, медициной, образованием и всем-всем-всем. Неизменно отличается только масштаб и часто качество.
Бренды и франшизы в маленьком городе
Теперь разберемся с брендами. Почему во всем мире люди выбирают товары известных им торговых марок? Именно потому, что они им уже известны. Потребители знают, чего от них ждать — и плохого, и хорошего. Когда это знание особенно актуально? Конечно, когда у потребителя мало времени. Изучить весь спектр предложения некогда, терпения и сил на это не хватает, а неудача еще больнее из-за отсутствия времени на ее исправление. Из этого вроде бы следует вывод, что в маленьком городе, где времени у всех достаточно, нечего делать известным брендам. Однако это слишком смелое обобщение. Скорее всего, нечего делать брендам аптечным, больничным, стоматологическим, парикмахерским, портновским — то есть тем, с которыми потребитель выстраивает «родственные» отношения. Это те бренды, на выбор которых он может и хочет потратить требуемое количество времени и сил: дойти до соседней аптеки или парикмахерской, опросить родственников и знакомых. Во всех перечисленных случаях он привязывается не к бренду, а к персоналии (врачу, парикмахеру). Другое дело с сетевыми (одинаково брендованными) магазинами, где единообразие ассортимента и качества товаров, если они устраивают, неизменно будет приводить покупателей, желающих сэкономить время и силы.
Качество и стабильность
Итак, вы сделали бизнес, не важно в городе какого размера. И к вам на свеженькое пришел потребитель. Если продукт соответствует его потребностям, он придет еще раз. Но если качество вашего продукта не соответствует его ожиданиям, он уйдет и не вернется. Прописные истины, не правда ли?
Кроме того, качество должно не только быть, оно должно быть неизменным. Если свой продукт (услугу) вы создаете сами, в одиночку, если вы его хорошо знаете, если вы учли все сказанное выше, то вы неизменно получите результат и при определенных усилиях сможете его закрепить, то есть не ухудшить качество. Но если вы работаете не один (продукт разрабатывает технолог, поставляемое сырье контролирует еще кто-то, интерьеры разрабатывает дизайнер и т.д.), вы становитесь заложником качества работы всех этих исполнителей. Так вот, чем меньше будет возможностей «рукоблудия» у этих исполнителей, чем более проверенным и отработанным будет качество продукта, изначально заложенного в основу вашего бизнеса, тем гарантированнее будет ваш финальный результат-продукт, тем стабильнее будет его качество во времени. Франшиза справляется с решением этой проблемы лучше многих других вариантов ведения бизнеса.
BUYBRAND Inform, 13.11.14.
Комментарии (0)