JLL проанализировала выход зарубежных ритейлеров в Россию.
Специально к международной выставке MAPIC компания JLL провела исследование иностранных торговых операторов, дебютировавших в России в период с 2011 по 3-й квартал 2014 года. Эксперты JLL проанализировали географию и предпочитаемый формат выхода на рынок, а также структуру ритейлеров-«новичков» по стране происхождения и сегменту рынка.
Результаты исследования подтверждают нацеленность абсолютного большинства иностранных компаний на столичный рынок: так, за рассматриваемый период 79% торговых операторов открыли свой первый магазин или ресторан в Москве. Рынок Санкт-Петербурга для дебюта выбрали 12% сетей, еще 9% предпочли другие региональные города, включая Сочи, Ростов-на-Дону, Казань, Челябинск и прочие.
Елена Задорожная, руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL, комментирует: «Московский рынок остается приоритетным для иностранных игроков в России, однако возможность выхода в столицу всегда была ограничена дефицитом качественных помещений по приемлемой цене. Поэтому в случае наличия сильного партнера и интересной площадки в регионах зарубежные ритейлеры изредка готовы начать экспансию с «нестоличного» города, продолжив параллельно работу по выходу в Москву».
География выхода новых ритейлеров на российский рынок (2011 – 3 кв. 2014)
Источник: JLL
Основная часть операторов начинали свою работу в России в торговых центрах – 70% от общего числа открытий за изученный период. Лидером по количеству дебютов является «АФИМолл Сити» (Москва), второе место делят столичные «Времена года» и «МЕГА Белая Дача», а также петербургская «Галерея», на третьем месте – «Метрополис», «Гудзон», «Капитолий на Вернадского». В свою очередь в стрит-ритейле дебютировали 30% операторов.
«В России в отличие от Европы “молловая” модель рынка – основной доход ритейлерам приносят именно площадки в торговых центрах. Это объясняется как климатом страны, так и фактическим отсутствием до последнего времени торговых коридоров и туристических ритейл-зон в их международном понимании, со сравнимым объемом трафика, - комментирует Елена Задорожная. – Формат и задачи торговой сети диктуют “правильную” для выхода площадку. Так, стрит-ритейл интересен люксовым брендам, кафе и ресторанам, а также любым операторам, нацеленным на открытие флагманской точки. В то же время развитие в торговых коридорах было ограничено недостатком предложения качественных площадей, потому зачастую ритейлерам было проще найти подходящее помещение в торговых центрах с понятной целевой аудиторией, предсказуемым трафиком, где легче прогнозировать свою операционную деятельность».
Наиболее активно в Россию за прошедший период выходили европейские ритейлеры (61% дебютов), в том числе из Италии (13% от общего числа), Франции (11%) и Великобритании (10%). В свою очередь американские операторы составили 27% от общего числа новых сетей на российском рынке с 2011 года. По прогнозам JLL, в перспективе в структуре новых торговых сетей будет увеличиваться доля представителей азиатских стран.
Распределение новых ритейлеров по стране происхождения бренда (2011 – 3 кв. 2014)
Источник: JLL
Более половины сетей, вышедших на российский рынок с 2011 года, относятся к сегменту «одежда, обувь, аксессуары» (55%, в том числе Michael Kors, H.E. by Mango, Twin-Set, Debenhams, The North Face, Moncler и другие), далее по числу открытий идут рестораны и кафе (21%, включая Marugame, Max Brenner, Wetzel’s Pretzels, Shake Shack и другие), товары для детей, а также мебель и товары для дома (по 6%, включая Mamas&Papas, Imaginarium, Hamleys, Prenatal Milano, а также H&M Home, Pentik, Crate & Barrel и другие).
Распределение новых ритейлеров по профилю (2011 – 3 кв. 2014)
Источник: JLL
2013 год стал наиболее активным с точки зрения выхода новых игроков, что связано в том числе с достижением определенного уровня зрелости рынка в целом, позитивными экономическими прогнозами, рекордным вводом торговых центров, реконструкцией пешеходных ритейл-зон в центре Москвы. Согласно Oxford Economics, Россия в прошлом году заняла первое место по товарообороту в Европе – 742,2 млрд долл. США, потому этот рынок, по данным JLL, входил в число целевых для большинства мировых ритейлеров.
Динамика выхода новых ритейлеров на рынок и их ухода из России
Источник: JLL
«Стоит отметить, что лидеры по дебютам, а именно fashion-бренды и рестораны, стали также первыми по числу закрытий точек на российском рынке. В связи с нестабильной экономической ситуацией, динамикой курса валют и снижением потребительской активности в 2014 году привлекательность России в глазах иностранных операторов значительно снизилась. При этом зарубежные ритейлеры не отказались от российского рынка – они снизили приоритетность страны в своих планах по экспансии, - отмечает Елена Задорожная. – Однако интерес “иностранцев” к России на перспективу по-прежнему сохраняется, учитывая объем рынка, возможности территориального развития и особенности российского потребления при благоприятном фоне. Мы видим западных ритейлеров, которые позитивно оценивают текущую нестабильность, считая ее периодом возможностей. С учетом выхода на рынок нового качественного предложения и усиления конкуренции сейчас торговые операторы могут получить то, что было недоступно ранее в силу либо высоких цен, либо отсутствия вакантных помещений как таковых, и занять свою нишу на рынке».
Контактное лицо: Наталья Копейченко, руководитель PR-направления
Компания: LL, Russia & CIS
Тел.: +7 (495) 737-80-00 #335, +7 (965) 244-43-75
Email: Natalia.Kopeychenko@eu.jll.com
ПРЕСС-РЕЛИЗ КОМПАНИИ, 20.11.14.
Информация о JLL
JLL (NYSE: JLL) – компания, предоставляющая финансовые и комплексные профессиональные услуги в области недвижимости. По всему миру эксперты компании предлагают интегрированные услуги собственникам, арендаторам и инвесторам, стремящимся получить максимальную прибыль от своих активов на рынке недвижимости. Годовой оборот компании составляет 4,5 миллиарда долларов США, за вычетом прямых расходов – 4 миллиарда долларов США. JLL имеет более 200 корпоративных офисов в 75 странах по всему миру, штат компании составляет около 53 тысяч сотрудников. JLL является лидером рынка услуг в области управления корпоративной недвижимостью: портфель компании составляет 3 миллиарда кв. футов, или 280 миллионов кв. метров по всему миру. В 2013 году специалисты JLL закрыли сделки по покупке-продаже и привлечению финансирования общим объемом 99 миллиардов долларов. LaSalle Investment Management, подразделение по управлению инвестициями, является одним из крупнейших и наиболее диверсифицированных в мире, управляя активами стоимостью 53 миллиарда долларов. JLL является брендом и зарегистрированным торговым знаком Jones Lang LaSalle Incorporated.
В России и странах СНГ JLL представлена офисами в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. В 2004, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 и 2014 годах компания удостаивалась премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Москва, премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Санкт-Петербург в 2009 году и премии «Лучшая консалтинговая компания на рынке недвижимости» на Ukrainian Property Awards в 2013 году.
Более подробную информацию о компании можно найти на сайте www.jll.ru
Комментарии (0)