Фермерские хозяйства будут работать эффективнее, если создать типовые бизнес-проекты, агрофраншизы, в этом уверена Елена Скрынник, руководитель Международного независимого института аграрной политики, министр сельского хозяйства России в 2009-2012 гг.
Российские фермеры — ключевой драйвер роста аграрной отрасли. Несмотря на то, что доля выпускаемой ими сельхозпродукции в общем объёме составляет 10-12 %, фермерский сектор демонстрирует высокую динамику производительности. Например, по итогам 2016 г. фермеры в 3 раза опередили прочие сельхозорганизции по приросту производства молока. А площадь обрабатываемых земель за последние 10 лет они увеличили вдвое. Эти достижения могли бы быть ещё более весомыми, если бы фермеры обладали большим доступом к кредитным ресурсам, рынкам сбыта и новым технологиям.
Учитывая огромный потенциал фермеров, мы должны найти новые подходы и инструменты его реализации. Один из них — разработка и активное продвижение фермерских агрофраншиз. Речь идёт о своего рода пошаговых инструкциях по созданию и ведению успешного фермерского хозяйства во всех отраслях, от растениеводства и животноводства до нишевых сегментов: сбора и переработки дикоросов, агротуризма.
Знания, смекалка и крепкие руки есть, не хватает чёткой инструкции
За последние 15 лет государство многое сделало для укрепления фермерства. Запущены программы поддержки, увеличивается уровень финансирования, стимулируется кооперация. Однако фермеры привыкли начинать и вести дело, опираясь только на свои знания, смекалку и крепкие руки, в то время как каждый из них может получить простой и понятный план работы, основанный на опыте передовых хозяйств: со всеми расчётами, полностью адаптированный к природно-климатическим и социально-экономическим условиям конкретного региона.
Развитие франчайзинга в фермерском секторе позволит не только передать хозяйствам современные бизнес-технологии, но и обеспечить постоянную методическую помощь на каждом этапе реализации проекта: от его начала до получения прибыли. Возникнет сообщество единомышленников, увлечённых своим делом.
К слову, в некоторых регионах, в частности, в Пермском крае иТюменской области, есть успешный опыт агрофранчайзинга в пчеловодстве, кролиководстве. Местные власти активно участвовали в осуществлении таких проектов, в том числе обеспечили бюджетную поддержку.
В настоящее время Международный независимый институт аграрной политики разрабатывает ряд перспективных агрофраншиз по сельскому туризму. По нашим расчётам, участка площадью в 1 гектар достаточно для создания сельского гостевого дома с полноценной зоной отдыха. При определённых условиях гостевой дом, рассчитанный на 20 койко-мест, может приносить фермеру до 1 млн рублей прибыли в год.
Ресурсы станут доступнее, продукция — популярнее
Преимущества агрофранчайзинга трудно переоценить, особенно если речь идёт о начинающих фермерах, причём уже на этапе самого выбора направления работы. За счёт использования передового опыта и наличия чёткой картины бизнеса сельхозпроизводители смогут сэкономить своё время и деньги, избежать элементарных ошибок, получить дополнительный источник позитивной мотивации. У них появится возможность решать возникающие вопросы в режиме онлайн, постоянно повышать свою квалификацию.
Внедрение агрофранчайзинга позволяет значительно увеличить доступ фермеров к инвестиционным ресурсам благодаря повышению прозрачности и предсказуемости бизнеса. Банки и госучреждения смогут гораздо быстрее и эффективнее провести оценку финансовой состоятельности заёмщика. Как следствие, решение о выделении необходимых ресурсов будет приниматься оперативнее.
Кроме того, повышение прозрачности и предсказуемости будет способствовать расширению социальной базы фермерства, повышению его привлекательности и перспективности в глазах молодёжи. Благодаря агрофраншизе фермерская продукция станет более популярной, укрепится доверие к фермерам со стороны потребителей. У фермерских хозяйств появится возможность партнёрства с крупными агрохолдингами и торговыми компаниями.
Сегодня фермеры сами несут риски ведения бизнеса, создают новые рабочие места для жителей села. И поэтому они вправе рассчитывать на более высокий уровень дохода, чем в среднем по стране. Кроме того, большая часть прибыли фермерского хозяйства не расходуется на потребление, а вкладывается обратно в дело: в покупку новой техники и оборудования, уходит на платежи по кредитам. Если расходы фермера на собственное потребление не превышают 20 %, то нормальная годовая прибыль фермерского хозяйства должна составлять порядка 10 млн рублей. Увеличить этот результат позволит в том числе активное продвижение в России фермерского агрофранчайзинга.
Комментарии (0)