Дело с гарантией
Сегодня даже в отдаленных алтайских районах появляются торговые точки и магазины, открытые местными предпринимателями по франшизе. Эксперты утверждают: для начинающих предпринимателей это наименее рискованный путь.
- Важной составляющей франчайзинга является сопровождение покупателей франшизы - франчайзи со стороны владельца бизнеса. Франчайзи получает готовый бизнес-план и смету расходов, рекомендации по приобретению оборудования и размещению бизнеса, подбору и обучению кадров, продвижению и логистике. Это значительно снижает риски начинающих предпринимателей. По статистике, при самостоятельном создании бизнеса из десяти компаний выживает только три, а с франчайзингом "выживаемость" возрастает до восьмидесяти процентов, - поясняет эксперт по бизнес-брокериджу, директор барнаульского представительства компании "Бизнес на продажу" Александр Беляев.
Если для начинающих предпринимателей франшиза - быстрый и достаточно надежный способ открыть свое дело, то для франчайзера это возможность оперативно расширить бизнес.
- Для организации собственной филиальной сети предпринимателю понадобятся значительные средства. И, как правило, больше двух-трех филиалов в год открыть невозможно, - отмечает эксперт консалтинговой компании "Эль-Консул" Кирилл Круглов. - При создании франчайзинговой сети ее владелец, напротив, получает средства за открытие под своим брендом новых точек и их количество практически не ограничено. Кроме того, часть рисков по ведению бизнеса он разделяет с покупателями франшизы. Особенно это актуально за пределами своего города, региона или страны. Ведь владелец бизнеса не знает конкурентную среду в других регионах, не знаком с законодательством других стран, зато эти особенности знакомы местным бизнесменам, приобретающим франшизу.
Конечно, франчайзинговая система не гарантирует того, что уже действующий бизнес будет успешно развиваться в другом городе или регионе. Многое зависит от спроса на данный вид товара или услуг, от покупательской способности населения. Чем известнее бренд, тем больше придется заплатить за него едино-временный паушальный взнос и тем выше будут ежемесячные отчисления - роялти. Франшиза на известные мировые бренды стоит очень дорого, но их популярность служит своеобразной гарантией "выживаемости" бизнеса. Хотя, конечно, и она не стопроцентная. В Барнауле, например, не смогли "прижиться" такие известные бренды как Baskin Robbins и Сinnabon.
Под честное слово
При этом есть примеры, когда местным предпринимателям удалось с нуля создать бизнес и очень быстро его масштабировать благодаря франчайзингу. Так, барнаульские создатели 3D-путеводителя Игорь Носов и Петя Григорян менее чем за три года реализации своего проекта продали франшизу в 58 городов России и шесть стран.
- Мы ничего нового не придумали, просто взяли идею виртуального путеводителя, написали хорошую программу, разработали удобную структуру бизнеса и начали продвигать его по франшизе, - поясняет Игорь Носов. - В России особых проблем не было, но когда мы вышли за пределы страны, возникли трудности с правовым регулированием франчайзинговых отношений на международном уровне. Мы заключили договоры с нашими иностранными партнерами, но не уверены, что они юридически сильны. Как правило, все договоренности держатся на "честном слове". При этом риски есть у обеих сторон.
Еще один молодой барнаульский бизнесмен Борис Родионов только начинает создавать франчайзинговую сеть, взяв за основу также уже известную идею "coffee to go" - продажи натурального кофе на вынос. За полгода он открыл три точки в крупных супермаркетах Барнаула и сейчас ведет переговоры о продаже франшизы в другие города и регионы.
- Но пока наша торговая марка находится в стадии регистрации, и мы не спешим заключать договоры, - отмечает основатель сети кофеен. - Проблема в том, что развить франчайзинговую сеть, соблюдая все правовые нормы, меньше чем за два года не получится, поскольку около полутора-двух лет уходит только на регистрацию торговой марки и оформление всех необходимых документов. Многие начинают продавать готовый бизнес, не дожидаясь регистрации бренда. Но это уже не франчайзинг. А некоторые, пользуясь юридической безграмотностью населения, продают "сырой" бизнес начинающим предпринимателям и собирают паушальный взнос, не заботясь о дальнейшей судьбе франчайзи. В результате через полгода-год из нескольких десятков приобретателей франшизы по ней работают единицы.
По мнению экспертов, подобные ситуации, когда предприимчивые "франчайзеры" продают "вывеску без технологий", возникают из-за пробелов в законодательстве. Сегодня в российском правовом поле просто нет таких понятий как "франчайзинг" и "франшиза".
- Все сделки по продаже бизнеса у нас регистрируются в виде договора коммерческой концессии, который предусматривает передачу права использования торговой марки (бренда), - отмечает эксперт правовых актов, старший преподаватель кафедры гражданского права Алтайском академии экономики и права Марина Соломина. - В принципе коммерческие организации или предприниматели могут заключить любой договор - у нас в России свободная договорная система. Но если договор концессии не прошел государственную регистрацию, он считается недействительным. Не имея зарегистрированного товарного знака, франчайзер не сможет зарегистрировать договор концессии. И в случае судебного спора сделка будет считаться недействительной.
Поддержат в центре
И это - далеко не единственная проблема, с которой приходится сталкиваться франчайзерам и франчайзи. Из-за пробелов в законодательстве эта категория предпринимателей не может претендовать на особые условия кредитования. Сегодня банки предлагают им только стандарт-ный кредит на развитие малого бизнеса под восемнадцать процентов годовых, тогда как за рубежом предприниматель, работающий по системе франчайзинга, кредитуется по льготной ставке с учетом его высокой "выживаемости".
Чтобы поддержать франчайзинговый бизнес, в регионах Сибири начали открывать специализированные центры. Такой центр франчайзинга уже действует в Новосибирском бизнес-инкубаторе и сейчас открывается в Алтайском крае.
- Наш центр нацелен только на "выращивание" потенциальных франчайзеров - поставщиков франшизы для начинающих предпринимателей, - подчеркивает руководитель Новосибирского бизнес-инкубатора Людмила Янковенко. - У нас уже есть резидент, который организует бизнес в сфере мобильных мини-кофеен и планирует продвигать его в виде франшизы. Но мы столкнулись с большим количеством препятствий, как законодательного, так и организационного характера. Местные власти не разрешают ставить на улицах автокофейни, хотя при нынешних морозах это весьма актуально.
На Алтае в центре франчайзинга планируют поддерживать всех участников этого вида бизнеса. По словам менеджера регионального бизнес-инкубатора Марии Тишаковой, сейчас в качестве резидентов там работают четыре предпринимателя, которые развивают франчайзинговые сети.
- Но мы не отказываемся и от поддержки франчайзи, - отметила Мария Тишакова. - У нас есть резидент, который начинал свое дело, купив франшизу, а теперь, набравшись опыта, решил создать собственный бизнес.
Эксперт по бизнес-брокериджу Александр Беляев уверен, что многим начинающим предпринимателям нет смысла изобретать велосипед, когда можно взять готовый бизнес и минимизировать свои риски.
- Франчайзинг как инструмент инкубирования и расширения бизнеса сегодня набирает обороты в России. Но до мировых показателей развития этого института нам еще далеко. В США, например, около 45 процентов предпринимателей начинает свое дело с приобретения франшизы, а в России пока только пять процентов, - резюмирует эксперт.
Татьяна Кузнецова (Барнаул)
Российская газета (Экономика Сибири)
Комментарии (0)