Объемы ввода торговой недвижимости в уходящем году достигли рекордно низких показателей: в России — за последние 15 лет, в Москве — за шесть. Но в следующем году консультанты прогнозируют, что строительство торговых площадей в России вырастет почти в три раза, а в столице вернется к докризисному значению 2014 года. В регионах девелоперы станут активнее на Дальнем Востоке и Северном Кавказе.
Консультанты компании «Магазин магазинов» ждут нового цикла девелоперской активности в 2019 году: как сообщается в их исследовании, в эксплуатацию в России могут ввести 1,2 млн кв. м торговой недвижимости, что в 2,7 раза выше показателя 2018 года. На Москву придется 32% от общего объема ввода площадей — 380 тыс. кв. м. (втрое больше, чем в 2018 году). По данным аналитиков компании, темпы ввода торговых площадей на 2019 год для Москвы будут сопоставимы с аналогичным показателем 2014 года, а для России — с показателем 2016 года.
Резкого прироста показателя ввода торговых центров ожидают и другие консультанты. Руководитель аналитики торговой и складской недвижимости JLL Оксана Копылова отмечает, что по итогам 2018 года в Москве показатель окажется рекордно низким за последние шесть лет (137 тыс. кв. м), а в России — за пять лет (647,2 тыс. кв. м). В 2019 году, по ее подсчетам, в столице будет сдано уже 321 тыс. кв. м. Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева добавляет, что увеличение объема ввода в Москве произойдет, в частности, за счет завершения объектов, открытие которых должно было состояться еще в 2018 году. Среди них «Остров мечты», вторая фаза Смоленского пассажа, «Сказка», ТЦ в составе ТПУ «Рязанская», «Ангара». В целом, по расчетам Knight Frank, в Москве было выведено на рынок лишь 57% от запланированного объема площадей. Как указывают в Knight Frank, лишь три из заявленных к открытию объекта в 2019 году относятся к крупноформатным, остальные — районного масштаба.
Переход девелоперов к строительству небольших форматов произошел с начала кризиса 2014 года: средний размер сдаваемого объекта сократился почти вдвое (см. “Ъ” от 20 ноября). Но, по прогнозам госпожи Копыловой, несмотря на резкий рост объемов строительства торговой недвижимости в 2019 году, из-за высокой активности ритейлеров доля пустующих площадей сократится с 5,3% до 5%. В регионах интересы девелоперов тоже начинают меняться. Аналитик департамента исследований Cushman & Wakefield Евгения Сафонова говорит, что 20% от всего объема региональных объектов в 2019 году будет сдано в городах с населением более 500 тыс. человек, 37% — в миллионниках. По расчетам CBRE, заполняемость торговых центров в миллионниках сейчас не сильно отличается от московской, составляя 6–8%.
По мнению госпожи Сафоновой, фокус девелоперов при этом смещается в удаленные регионы: «Например, в 2019 году ожидается открытие "Калина молла" на 46,3 тыс. кв. м во Владивостоке, ведется строительство объектов в Хабаровске, Нефтеюганске, Грозном». Директор отдела региональных торговых помещений CBRE Михаил Рогожин подтверждает тенденцию. В сфере торговой недвижимости, по его словам, для девелоперов действительно становятся все более популярными Дальний Восток и Северный Кавказ: «В Грозном будет открыт "Грозный молл", в Пятигорске после реконструкции планируется более чем в два раза увеличить площади одного из ключевых проектов в городе — "Университи"».
Александра Мерцалова
Источник: https://www.kommersant.ru
Комментарии (0)