КТО ПРИШЕЛ: одежда и аттракционы
В прошлом году свои первые магазины в Украине открыли сразу несколько турецких торговых сетей, в том числе LC Waikiki и Collezione, цены на одежду начинается с 200-300 грн). Начали экспансию также французские сети детской одежды Petit Bateau и Z-Generation, итальянская сеть купальников и нижнего белья Yamamay, американская сеть спортивной одежды и аксессуаров Nautica, магазины брендов класса люкс Marni, Boggi, Hublot, DKNY MEN, Versace Collection и Zadig&Voltaire. Начали разворачивать свои сети кофейня Cinnabon, ресторан быстрого питания Техас Chiken. С точки в ТРЦ Ocean Plaza стартовал парк аттракционов Happylon из Казахстана, уже успешно представленный в шести крупных городах России.
Свои флагманские магазины бренды, как правило, открывали в столице, следующий этап — города-миллионники. Впрочем, были случаи, когда бренд начинал свою «карьеру» с провинции. «DESEO by InCity первый свой магазин открыл в Запорожье в ТРЦ «Аврора», а магазин в Киеве в ТРЦ Silver Breeze стал вторым», — привела пример руководитель отдела торговых площадей компании Jones Lang LaSalle в Украине Анна Чуботина.
В 2013 г. на украинском рынке появилась также новая национальная сеть товаров для дома Homster (в Киеве уже работает два магазина), которая составит конкуренцию давно и активно развивающейся в нашей стране датской сети Jysk.
По мнению экспертов, подобный прорыв связан, прежде всего, с увеличением количества качественных площадей в ТРЦ. Например, Ocean Plaza в качестве стартовой площадки выбрали 10 брендов. «Есть объективные сигналы, что бренды, вышедшие в начале 2013 года, результатами вполне довольны: ритейлеры продолжают развиваться и открывать новые магазины. Так, LC Waikiki после старта в ТРЦ Ocean Plaza открыл еще один магазин в ТРЦ «Район», — рассказала «Вестям» Чуботина.
Компания Z-Generation (детская одежда и аксессуары из Франции) тоже открыла второй магазин — на Хрещатике, а Style Avenue (ювелирный бутик, Чехия) второй площадкой выбрал «ДримТаун» на Оболоне.
Доволен результатами парк аттракционов «Happylon». «За десять месяцев нас посетило около 400 тысяч человек. Так что к концу 2014 г. мы откроем в Украине второй парк — в ТРЦ Respublika», — сообщил «Вестям» руководитель отдела маркетинга Happylon Украина Акиф Эфендиев.
КТО УШЕЛ: стройматериалы и обувь
Тем не менее, в прошлом году украинский рынок покинули (или пообещали это сделать) больше десяти мировых брендов. Среди них, в частности, один из крупнейших в Европе торговых операторов строительных материалов OBI (Германия), а также сети строительных супермаркетов Praktiker (Германия) и продуктовых супермаркетов «Перекресток» (Россия). «Ушла с нашего рынка российская сеть магазинов обуви «Монарх», отказались от развития и закрыли свои магазины на территории Украины партнеры по франчайзингу британского бренда NEXT (сеть обуви и аксессуаров)», — перечисляет директор департамента торговой недвижимости Colliers International Игорь Заболоцкий.
Кроме того, был закрыт единственный магазин российской сети универмагов Lady&Gentlemen City, и прекратили свою работу бренды Steve Madden, W52, By Paprika и Rebeca Sanver.
Две недели назад Empik Media & Fashion Group (EM&F) объявила об уходе из fashion-сегмента. По состоянию на конец 2013 г. компания объединяла десять магазинов OVS, Esprit и River Island в Украине. Сейчас они закрывают три торговые точки OVS. «Это результат менеджерских решений Maratex (собственник EM&F), — сказал «Вестям» партнер Украинской ритейл ассоциации Александр Фиалка. — Все магазины группы были в уже «взрослых», центрах, которые отработали свой потенциал и не имеют перспектив развития». При этом, по его словам, ни в одном из новых центров магазины этих брендов не открывались.
КТО ИДЕТ: МАNGO и ZARA
В начале 2014-го уже открылись два новых ресторана в ТРЦ Silver Breeze: американской кухни Star Burger и мексиканской кухни Rodizio. «Ждем открытия ресторана немецкого Vapiano Германия», — сообщила Анна Чуботина.
В ТРЦ «Гулливер» появился магазин Calzedonia (женские чулки, Италия), а также планируется открытие абсолютно нового формата Violeta (женская одежда) от испанской компании Punto Fa, S.L, которая владеет брендом MANGO, в ТРЦ Respublika. Кстати, MANGO приняла решение о начале собственного оперирования в Украине — ранее она была представлена только по франшизе. Одновременно с открытием мегасторов MANGO в Украине появятся другие торговые марки данной компании, в том числе M, H.E. by MANGO и MANGO TOUCH.
Эксперты утверждают, что решение открывать собственные магазины свидетельствует о потенциале нашего рынка. «В Украине уже 17 франчайзинговых магазинов MANGO, но этот магазин на Хрещатике (займет место нынешних Adidas и Intertop. — Ред.) открывается «напрямую». В будущем он займет около 1000 кв.м», — сообщила «Вестям» представитель фирмы в Украине Юлия Селивановская. Открытие состоится в апреле.
"Эстонская компания Karkat Fashion, которая уже представляет в Украине по франшизе испанские Women’ Secret и Springfield выводит еще два испанских бренда — Cortefiel и Pedro del Hierro (мужская и женская одежда). Польская компания LPP (представляет Reserved, Cropp, House, Mohito) анонсировала вывод на наш рынок своего пятого бренда — сети магазинов одежды Sinsey", - сообщила директор департамента торговой недвижимости компании DTZ Украина Наталья Миколайчук.
Ожидается также выход итальянской сети нижнего белья Intimissimi, британской обувной сети Keddo, а также американской сети fast-food Subway.
Всерьез к Украине относится и группа Inditex (ей принадлежат Zara, Pull & Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho, Zara Home and Uterqüe). В частности, магазин товаров для дома Zara Home появится в Украине в конце 2014-го, а уже 7 марта в ТРЦ Меганом (Симферополь) откроют магазины Zara практически со всеми брендами.
C&A пока обещают
Эксперты уверены, что брендовый поток расширяющийся в последние годы не обойдет нашу страну. Во всем мире сегодня около 3 тысяч международных ритейл-сетей, причем в соседней России сейчас представлено большинство из них. Еще два-три года назад они не рассматривали Украину в своих планах международной экспансии, а сейчас активно интересуются нашим рынком, обсуждая возможные детали выхода.
В прошлом ноябре, перед Вильнюсским саммитом, украинские брокеры вели переговоры сразу с несколькими десятками брендов: Media Markt, C&A, Toys R Us, Hamleys, Starbucks, Subway, Debenhams, Deichmann, George by ASDA, Koton, M&CO, MVideo, Primark, TK Maxx, Adamas, Modis, «Твое», Zenden и многими другими. «Появление в ближайшем будущем качественно новых торговых центров (Respublika, Lavina Mall, Blockbuster Mall) даст нам возможность привлечь больше новых для украинцев брендов в 2014-2015», — сказал «Вестям» партнер UTG Виталий Бойко. По словам экспертов, не только экономическая ситуация в Украине, но и отсутствие качественных торговых площадей сдерживало приход брендов в нашу страну.
«Пока нет подтверждений, что в ближайшее время в Украине появятся такие универмаги, как C&A, Deichmann, Peek&Cloppenburg или Debenhams. Однако тот факт, что некоторые из них ведут переговоры по подписанию договоров аренды либо активно анализируют рынок на предмет выхода до конца 2015 года, говорит о том, что в обозримом будущем нас порадует открытие хотя бы одного, но так долго ожидаемого универмага», — прокомментировала нам текущую ситуацию Анна Чуботина.
К сожалению, сейчас ситуация выглядит не так радужно. По неофициальным данным, откладывается не только подписания договоров, запланированные на начало года, но даже предварительные визиты. «Ситуация сейчас непростая, однако ритейлеры понимают, что в таких условиях девелопер более уступчив. Мы все верим, что эта ситуация придет к благополучному завершению», — считает Александр Фиалка.
Оксана Гришина
Бизнес Вести
Комментарии (0)