Франшизы, ориентированные на детей, одними из первых ощутили влияние COVID-19 и поэтому быстрее других начали адаптироваться к кризисным условиям. Теперь, когда ограничения, связанные с угрозой распространения коронавируса, постепенно снимают, наиболее подготовленными к выходу из пандемии оказались предприятия индустрии развлечений, образовательные центры и детский ретейл. При этом бизнесу пришлось приспособиться к новым реалиям - как признают предприниматели, кризис заставил кардинально изменить подход к потребителю.
Трудности и потери
Детский сегмент, включая развлечения, образовательные центры и ретейл, сильно просел на фоне пандемии. Этого не отрицают владельцы бизнеса. Франчайзеры, старавшиеся максимально сохранить партнёров и договариваться арендодателями, констатируют прекращение работы ряда партнёрских точек и существенные убытки в собственных. 15 франчайзинговых школ «Англичанка» были заморожены по решению партнёров, у четырех партнерских офисов сложилась критическая ситуация по аренде, поскольку собственники помещений практически сразу выдвинули повышенные условия по арендным платежам - повысили ставку и потребовали оплату вперёд. «Детское образование - достаточно устойчивый бизнес», - говорит глава сети школ «Англичанка» Анна Голубева, однако, если предыдущие кризисы на деятельность компании практически не повлияли, нынешний стал первым в своём роде. «Нас официально закрыли в конце марта. Такого у нас еще не было».
С начала пандемии сеть потеряла около 20% учеников. «Кто-то не захотел заниматься онлайн, кто-то не смог, некоторые остались ждать снятия карантина. К концу мая уже многие устали и еще около 15% перестали заниматься», - рассказала глава сети Анна Голубева. При этом она отмечает, что стоит делать скидку на фактор сезонности: «Для нас май - это всегда почти лето, немотивированные дети и взрослые, ждущие каникул и отдыха».
В Rublev Family (организует семейные и детские вест-шоу) признают приостановку работы всех офисов на время пандемии и падение выручки почти до нуля. Несколько франчайзи, по словам основателя сети Станислава Рублёва, купили по два филиала перед введением ограничений и были уверены в том, что уже к маю франшиза окупится. «Но из-за временной приостановки работы на фоне пандемии они остались с кредитными нагрузками», - рассказал он в ходе эфира в Инстаграм-канале Buybrand.
Быстрое восстановление
Впрочем, предприниматели дают оптимистичные прогнозы на ближайшие месяцы и рассчитывают на быстрый рост сегмента, поскольку «на детях экономят в последнюю очередь».
В компании Choupette, специализирующейся на продаже одежды для детей и подростков, возлагают большие надежды на период подготовки к школьному сезону. После снятия ограничений на работу непродовольственного ретейла в Москве сеть вновь открыла 11 магазинов. «Мы активно готовимся к школьному сезону, который начинается в июне и длится до августа», - рассказала директор по развитию бренда Анастасия Василькова.
Партнёрские предприятия Rublev Family также уже начали открываться - там, где ограничения были введены раньше, чем в России. Речь, в частности, идёт о Казахстане. Там же открылись офлайновые точки развивающейся по модели франчайзинга сети футбольных школ «Чемпионика», с начала июня им разрешили работать на улице. Все школы в России пока находятся на стадии открытия, при этом франчайзи и ученики полностью готовы к запуску, говорят в компании.
Подробнее о франшизе «Чемпионика» >>>
Как надеется Голубева, индустрия детского образования вернётся к докризисным показателям уже в течение 2-3 месяцев. «Бизнес обязательно изобретёт новые решения, которые позволят выжить в кризис: изменит бизнес-процессы, поменяет вектор рекламы, выйдет на новую целевую аудиторию и, если это возможно, научится работать и в офлайне, и в онлайне». За период пандемии компания приросла тремя новыми точками, все присоединившиеся партнёры оказывают услуги онлайн.
В «Чемпионике» ожидают роста спроса на детские услуги уже к осени, даже если придет вторая волна пандемии. «При плохом сценарии новые карантинные меры будут не столь строгими - иначе этого просто не выдержит экономика страны», - уверен руководитель отдела развития компании Максим Колосков.
Всё по-новому
Быстрее всех из кризиса выйдут компании, которые смогли оперативно переформатировать свой бизнес в создавшейся ситуации. Наибольший шанс на выживание - у тех, кто успел разработать «неумирающие» продукты, актуальные и после окончания пандемии.
«После пандемии наработанные методики и модели бизнеса скоро перестанут работать», - считает Колосков. «В середине марта мы поняли, что через несколько дней все закроется. Через неделю, может, через две, но непременно закроется, и мы пойдем по сценарию стран, которые опережали Россию в распространении коронавирусной инфекции». В результате компания оперативно адаптировала методику всех направлений для онлайн-обучения, выстроила новый маркетинговый комплекс, документировала процессы для передачи их в сеть. «Спустя неделю мы уже привлекали клиентов на онлайн-занятия по футболу. Через две недели начали в рекомендательном порядке переводить сеть на занятия в онлайн-формате. Далее - настойчивее. В начале апреля уже ни у кого не осталось вопросов к новому формату и сеть планомерно начала переходить на работу в онлайн», - рассказал Колосков.
«Англичанка» за два дня перевела 51 офис на занятия в онлайн. Как признаёт Голубева, до начала пандемии в компании даже не рассматривали вариант развития онлайн-продуктов, однако коронавирус заставил пересмотреть политику сети. «Правду говорят, что кризис - это новые возможности», - говорит предпринимательница.
Франчайзи «Чемпионики» думают сохранить онлайн-занятия как дополнительный источник дохода и возможность не упускать клиентов в летний период. «Мы отстроили процесс поддержки при переходе для всех направлений», - рассказал Колосков. Постепенно сеть и её клиенты приняли новый формат, «он перестал казаться чем-то нереальным для родителей и детей».
Комментарии (0)