Франчайзеры предлагают партнёрство на разных условиях. Одни предпочитают работать по лицензионному договору (ЛД), другие - на основе договора коммерческой концессии (ДКК). В чем разница, где может выиграть и проиграть франчайзи, какие юридические тонкости надо учесть при заключении договора, рассказала руководитель юридического департамента «Франчайзинг-Интеллект» Мария Кизима.
Отношения франчайзинга максимально охвачены нормами главы 54 ГК РФ (ДКК), которыми устанавливаются императивные права и обязанности сторон, связанные с обучением франчайзи. Кроме того, глава 54 ГК РФ (отношения ДКК) указывает и на то, что франчайзи обязан согласовывать внутреннее и внешнее оформление коммерческих помещений, а также соблюдать установленные франчайзером стандарты.⠀
«Помимо этого, в силу самой природы отношений франчайзинга - здесь также существует и еще одна уязвимая сторона отношений - потребитель. А об этом часто забывают», - говорит Кизима.
Потребитель, приобретая товар или услугу, не задумывается о том, кто ему этот товар предоставил - франчайзер или франчайзи. «Закон защищает потребителя, когда он пользуется услугами или приобретает товар во франчайзинговой точке - ответственность перед потребителем несет не только франчайзи (собственник точки), но и франчайзер - в силу ГК РФ (субсидиарная и солидарная - в зависимости от существа требований)».⠀
В практике распространён и второй вид оформления франчайзинговых отношений - лицензионный договор (ЛД), говорит Кизима.
По её словам, отношения франчайзинга оформляют лицензионным договором чаще всего, если у компании нет товарного знака (в договоре коммерческой концессии (ДКК) он обязателен).
Также ЛД требуют как правило те компании, которые хотят уйти от ответственности за деятельность франчайзи (по ДКК это императив, от ответственности не уклониться).
«Таким образом, договор коммерческой концессии наиболее полным образом защищает не только франчайзера, но и разделяет ответственность сторон перед потребителем», - констатирует эксперт.
В числе основных условий, необходимых для того, чтобы договор считался заключённым, эксперт называет наличие зарегистрированного товарного знака. «Вторым существенным условием договора является субъектный состав: сторонами договора коммерческой концессии могут выступать только коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели. То есть физические лица не могут быть покупателями франшиз».
Третьим существенным условием договора коммерческой концессии является условие о способах и объемах использования комплекса исключительных прав. «Четвертым существенным условием договора коммерческой концессии является условие о вознаграждении», - говорит
Комментарии (0)